Почему дрожат или трясутся руки? Тремор и другие двигательные расстройства.

С латинского языка «Tremor» переводится как дрожание, иными словами, это быстрые, ритмичные, колебательные движения частей тела.
Замечали ли Вы когда-либо, как в стрессовой ситуации начинают предательски трястись руки? Этот вид тремора называется физиологичным – нормальным. Что может его спровоцировать? Как правило, это следующие состояния:
  1. Тревога.
  2. Усталость.
  3. Физические нагрузки.
  4. Бессонница.
  5. Абстиненция от алкоголя или некоторых других препаратов.
  6. Некоторые заболевания (например, гипертиреоз).
  7. Передозировка кофеина (кофе, чай).
  8. Использование некоторых лекарственных препаратов (теофиллин, бета-адренергические агонисты, кортикостероиды и вальпроат).
Если убрать фактор, вызывающий физиологический тремор, тремор пройдет.

Какой тремор является проявлением болезни?

Самая частая причина патологического тремора – Эссенциальный тремор. Интересный факт: при приеме алкоголя эссенциальный тремор исчезает (в медицине называется алкогольной пробой). В больницах ее конечно не проводят, но часто этот нюанс отмечают сами пациенты. Эссенциальный тремор – доброкачественное заболевание, чаще всего передается по наследству. Пациенты с эссенциальным тремором отмечают, что ранее замечали дрожание рук, подбородка, головы у близких родственников. Чаще всего эссенциальный тремор симметричен и проявляется при движении.

Как Вы думаете, что объединяет легенду мирового бокса Мухаммеда Али и музыканта Оззи Осборна?

Обоих настигла болезнь Паркинсона. Кстати, это самая страшная причина тремора, по мнению пациентов. Болезнь Паркинсона – нейродегенеративное заболевание, вызванное  прогрессирующим разрушением и гибелью нейронов, вырабатывающих нейромедиатор дофамин. Дебют заболевания чаще всего происходит после 50 лет. Тремор при болезни Паркинсона носит несимметричный характер. Например, сначала начинает дрожать лишь одна рука, со временем вовлекается и вторая. Затем может присоединится тремор челюсти, головы, ног. Тремор при болезни Паркинсона проявляется больше в покое, либо при удержании определенной позиции, нежели в движении. Помимо тремора при болезни Паркинсона, пациент может иметь ряд других жалоб:
  1. Скованность в теле.
  2. Изменение походки.
  3. Замедленность движений.
  4. Депрессия.
  5. Нарушение сна.
  6. Боли в конечностях.
  7. Нарушение обоняния.
  8. Боли в конечности.
Как Вы видите, диагноз «болезнь Паркинсона» устанавливается далеко не только по наличию тремора.

Какие еще причины могут вызывать тремор?

За движение нашего тела в головном мозге отвечает множество структур. Это и мозжечок, и базальные, красные ядра, черная субстанция, кора головного мозга  и т.д. При повреждении любой из этих структур могут возникать двигательные нарушения – в том числе и тремор. Что может повредить эти структуры?
  1. Инсульт.
  2. Кровоизлияние в мозг.
  3. Травма головного мозга.
  4. Гипоксия.
  5. Другие разрушающие мозг заболевания.
Тремор привносит много сложностей и трудностей в жизнь человека. Например, для пациента с болезнью Паркинсона, привычные действия постепенно становятся невозможными. Тяжело взять стакан и выпить воды — вода разливается, стакан может выскочить из рук и разбиться. Пациентам становится тяжело самостоятельно одеваться, кушать, соблюдать личную гигиену. Усиливающийся тремор – прямой путь к инвалидности.

Что делать, если у вас тремор? Как бороться с дрожанием рук, ног, головы? Как устранить ригидность – скованность, мешающую нормально двигаться?

Лечение подбирается согласно причине и типу тремора. Существуют медикаментозные и хирургические методы. Но не всегда лекарства могут справиться с тремором раз и навсегда, к тому же большинство лекарств имеют побочные действия. Переносимость лекарств со временем может снижаться, а эффективность – падать. Если такое произошло, невролог рекомендует оперативное лечение. Большое распространение получила так называемая «Глубокая стимуляция мозга» (Deep Brain Stimulation, DBS). При этой операции сквозь кору головного к глубоким ядрам мозга хирургическим способом опускается пучок электродов, связанный с электрическим стимулятором, имплантируемым в подключичную область. Стимулятор генерирует электрические импульсы, подавляющие тремор. Сложность операции заключается в ее инвазивном характере (электроды опускаются сквозь другие ткани мозга, вызывая хоть и небольшую, но деструкцию), в сложности правильного «прицеливания» ввиду индивидуальной изменчивости мозга (повторно ввести электроды при неэффективном прицеливании уже не получится), не исключены инфекционные осложнения, требуется имплантация устройства под кожу пациента. В нашей клинике, впервые на территории России, внедрена новейшая неинвазивная технология – МРФУЗ. При этой операции транскарниально проводится поиск нужной мишени, ее верификация и только после этого – терапевтичекое воздействие фокусированным ультразвуком под контролем МРТ. Не выполняется ни единого разреза на коже. Не требуется наркоз, имплантация. Не используется облучение тканей. С помощью МРТ аппарата в головном мозге нейрохирург находит мишень – именно те нейроны, которые продуцируют тремор, либо ядра, через которые проходят основные пути распространения патологического нервного сигнала и прицельно ультразвуком выключает эти нейроны. В ходе операции пациент, находящийся в сознании, видит и ощущает, как его трясущиеся руки начинают его слушаться и перестают трястись. Наши пациенты возвращаются к нормальной жизни и многие из них считают МРФУЗ настоящим чудом.