Грудное вскармливание при болезни Паркинсона

Несмотря на то, что болезнь Паркинсона чаще встречается у пожилых людей, у 4-10% пациентов дебют заболевания отмечается в возрасте до 40 лет. В США около четырехсот женщин в возрасте до 50 лет ежегодно пополняют ряды больных с клиническим диагнозом «болезнь Паркинсона», по России такую статистику найти не удалось.

Молодые женщины создают семьи, беременеют и рожают детей. Грудное вскармливание важно для мамы малыша и с точки зрения наилучшего питания для ребенка, и как вклад в его будущее здоровье, и как самая близкая связь – любовь между маленьким человечком и его мамой. Возможно ли осуществить такое естественное питание, когда ты болен болезнью Паркинсона?

Один из наиболее используемых препаратов для лечения болезни Паркинсона – Леводопа. Это природная аминокислота, непосредственный предшественник дофамина и с аналогичными ему эффектами. Этот препарат относится к группе низкого риска при грудном вскармливании. Леводопа выделяется с грудным молоком в клинически незначительных количествах, в 100 раз ниже дозы, используемой для младенцев, которые в ней нуждаются (Thulin, 1998). У младенцев, чьи матери принимали Леводопу, не наблюдалось краткосрочных или долгосрочных проблем (Thulin, 1998). Риск приема этого препарата состоит в том, что он снижает секрецию пролактина (WHO 2002, Petraglia 1987, Nattero 1986, Linkowski 1983, Kaulhausen 1982, Rao 1982), а пролактин – это именно тот гормон, который отвечает за объем выработанного молока.

Описаны 2 случая: в одном случае мать кормила 4,5 месяца при приеме препарата и стимуляции сосанием оказалось достаточно, чтобы иметь хороший объём молока, несмотря на терапию. Во втором случае мать, страдающая болезнью Паркинсона, очень трудно поддавалась лечению и получала непрерывную внутривенную инфузию Леводопы и дуоденально гель карбидопы во время беременности и после родов. Эта мама кормила грудью 3 месяца, психомоторное развитие ребенка было нормальным, в отличие от веса ребенка, на который повлияло внутриутробное недоедание (Злотник 2014).

Чтобы избежать побочных эффектов леводопы (тошнота, рвота, аритмии), леводопа сочетается с карбидопой или бенсеразидом, которые блокируют периферические ферменты, метаболизирующие леводопу, и позволяют большему количеству леводопы достигать головного мозга, в связи с чем леводопу можно назначить в меньшей дозе. Карбидопа, которая комбинируется с леводопой, ингибирует подавляющее действие леводопы на пролактин и повышает его уровень, что положительно для грудного вскармливания (Camanni 1978). На сегодня нет опубликованных данных о выделении этого препарата с грудным молоком. Широкий объем распределения и короткий период полувыведения делают маловероятным попадание карбидопы в грудное молоко в значительных количествах.

Если более широко посмотреть на группу антихолинергических и дофаминергических средств, которые используются для лечения болезни Паркинсона, то можно отметить, что препараты по влиянию на грудное вскармливание распределяются на группы низкого, высокого и очень высокого риска.

В группе низкого риска: леводопа, карбидопа, амантадина гидрохлорид, апоморфина гидрохлорид, бипериден, орфенадрин. У этих препаратов очень низкая вероятность попадания в грудное молоко, большинство из этих препаратов снижают уровень пролактина. Бипериден – единственный препарат, не влияющий на пролактин. С апоморфином и орфенадрином нужно проявлять осторожность при назначении матерям недоношенных детей и детей первых 7 суток жизни, когда повышена кишечная проницаемость.

В группе высокого риска: бромокриптина мезилат, прамипексол, проциклидин, ропинирола гидрохлорид. Эта группа сильнее влияет на пролактин и подавляет лактацию. Бромкриптин совсем не попадает в грудное молоко и при его приеме матерью для младенца нет никакой опасности. Прием ропинирола гидрохлорида матерью лучше отложить на первые 20 дней жизни ребенка.

Разагилин также подавляет выработку пролактина. Влияние этого препарата на грудное вскармливание еще не исследовано, поэтому на сегодня он в группе очень высокого риска.

Если у вас болезнь Паркинсона и вы кормящая мама, обратитесь к неврологу-паркинсонологу для подбора оптимальной и безопасной терапии для вас и вашего малыша.

Если вам назначены препараты, влияющие на уровень пролактина, то для того, чтобы всё складывалось хорошо, необходимо контролировать несколько вещей:

• приобретите или возьмите напрокат весы для малыша и контролируйте утренний вес вашего малыша 1 раз в неделю. В первые 3 месяца жизни ребенок минимально прибавляет 150г в неделю, оптимально около 200г. Если прибавка в весе меньше, то необходимо будет взвешивать чаще и обратится за помощью в организации грудного вскармливания и расчета докорма;
  • попросите помощи профессионала в прикладывании малыша к груди, ребенок должен быть приложен очень хорошо для того, чтобы было хорошее опорожнение груди и достаточное количество молока;
  • используйте ассиметричное прикладывание, внимательно следите за глотками, усиливайте рефлекс выброса молока сжатием груди по Ньюману, массажем, теплым питьем;
  • дополняйте кормление сцеживаниями, если молока не хватает. В зависимости от количества молока и того, сколько у вас сил, это может быть пара сцеживаний или больше, в этом случае лучше получить рекомендацию консультанта по грудному вскармливанию;
  • Контакт «кожа к коже» с вашим младенцем в течение дня поможет вам расслабиться и сделать кормления легче.

Таким образом, грудное вскармливание, даже при болезни Паркинсона – большое благо для вашего малыша. Не стоит от него отказываться – нужно просто правильно подобрать препараты и схему лечения. Специалисты нашего медицинского центра с радостью помогут и окажут поддержку мамам с этим заболеванием.

Ольга Владимировна Нодвикова,

Консультант по грудному вскармливанию, неонатолог.
Международный медицинский центр имени В.С. Бузаева®