Румба, Самба, Ча-Ча-Ча и болезнь Паркинсона

Раз, два, три, ча-ча-ча – отсчитывает ритм фитнесс-тренер, одновременно всем корпусом повторяя движения знаменитого танца. Ученики, пациенты с болезнью Паркинсона старательно повторяют движения. И это не фантазия, это картина распространенного на сегодняшний день направления – танцевально-двигательной терапии (ТДТ).

Почти все виды физической активности оказывают положительное влияние на течение болезни Паркинсона, особенно для силы, равновесия, гибкости и мобильности. Отдельным видом физических упражнений являются танцы. Во многих странах Западной Европы, США, а в последнее время и в нашей стране танцы включены в систему реабилитационных мероприятий при болезни Паркинсона. При соблюдении двигательной активности и приёме лекарств люди с болезнью Паркинсона могут долго жить нормальной жизнью. Танцевальная терапия предлагает приятную, многомерную обогащенную среду, что способствует улучшению баланса, координации, гибкости, образности, имитации, творчества, ритма, памяти и обучения. Кроме того, танец усиливает социальные связи, уменьшает стресс и напряжение, а также повышает уверенность и самооценку, что приводит к общему улучшению настроения.

Почему танцы помогают?

• Музыка и музыкальное сопровождение оказывает положительное влияние на деятельность мозга.
  • В танце пациенту приходится координировать свои движения под музыку, что стимулирует процессы в мозговых центрах.
  • Движение улучшает кровообращение, а регулярные занятия улучшают координацию и равновесие.
  • Танцы развивают тело — под звуки музыки хочется двигаться плавно, постепенно, без резких движений.
  • Музыкальные занятия — это всегда положительные эмоции, что помогает пациентам справиться со стрессом.
  • Тренировка подвижности суставов и мышечной силы для повышения физической работоспособности.

Многочисленные исследования ученых всего мира неоднократно доказывали благотворное влияние танцевально-двигательной терапии на течение и прогрессирование симптомов болезни Паркинсона. Наиболее выраженное воздействие оказывают танцы на начальных стадиях развития заболевания. И безусловно в составе комплексной терапии.

Вальс – для плавности движений. Ча-ча-ча – для чувства ритма. Румба и Самба – для координации. Одной из широко использующихся в мире методик танцевальных занятий для пациентов с болезнью Паркинсона является Dance for PD®, которая появилась с 2011 году.  В настоящее время уже больше 100 таких центров работают в 20 странах мира, в том числе и России. Но ученые не останавливаются на исследованиях о пользе танцев. Уже созданы роботы, призванные помочь пациентам с двигательными нарушениями.

Даже легкие двигательные нарушения у людей с болезнью Паркинсона могут влиять на ежедневную деятельность и на самооценку. Многие из этих двигательных симптомов ведут к изоляции, люди не хотят покидать дом. Тремор и спастика становятся причиной психологических проблем, депрессии, социальной изоляции. Эти симптомы прогрессируют со временем. И именно физические упражнения, групповые занятия, музыкальное сопровождение, работа с тренером позволяют облегчить состояние.

Мы призываем наших пациентов активнее применять физические упражнения (лечебная физкультура, танцы, бег, ходьба, плавание, фитнесс) при двигательных нарушениях!

Автор: Абхаликов А.Ф., заместитель директора по развитию бизнеса,
Международный медицинский центр им. В.С. Бузаева®