Original drugs and their generics

Болезнь Паркинсона. Оригинальные препараты и их дженерики

Большинство противопаркинсонических препаратов имеют два названия — общее название (совпадающее с международным непатентованным названием) и торговое название. Но есть ли разница между ними?

Что такое фирменные препараты?

Фармацевтическая компания, владеющая конкретным препаратом, создает торговую марку (и торговое название) препарата. Двумя известными во всем мире фирменными торговыми марками препарата леводопы являются Sinemet (производство Merck Sharp и Dohme Limited) и Madopar (производство Roche Products Limited).

Если у компании есть патент на этот конкретный препарат, то они единственные, кто может продавать его под этим именем после получения лицензии на препарат.

Что такое непатентованные препараты?

После истечения срока действия патента (обычно несколько лет) другим фармацевтическим компаниям разрешается производить то же лекарство под его общим названием (МНН).

Химический состава препарата будет точно такой же, как и у фирменного препарата, потому что он содержит тот же активный ингредиент и используется в той же дозе. Например, Madopar Roche доступен на российском рынке под общими названиями леводопа/бенсеразид и бензиэль. А Sinemet доступен у нас под названиями наком, тидомет форте, синдопа, леводопа-карбидопа. Но только Рош имеет лицензию на продажу как Madopar, и только Merck Sharp и Dohme Limited имеют лицензию на продажу Sinemet.

Непатентованные препараты проверяются, чтобы убедиться, что они работают одинаково и имеют те же стандарты качества и безопасности, что и фирменная версия.

Пациентам часто приходится использовать непатентованный препарат, потому что они так же эффективны, как и фирменная версия, но стоят дешевле. Дешевле, потому что производяща фирма уже не тратится на разработку активной формулы.

Итак, есть ли разница?

Фирменные и непатентованные препараты содержат один и тот же активный ингредиент. Иногда неактивные ингредиенты (известные как «выходные вещества») могут отличаться от тех, которые используются в фирменных лекарствах. К ним относятся сахар, ароматизаторы и красители.

Это означает, что непатентованный препарат может выглядеть или ощущаться иначе по форме, цвету, размеру и текстуру, по сравнению с его фирменным эквивалентом. Эти различия не окажут никакого влияния на то, как лекарство работает в вашем организме — они все еще одинаковы, потому что активный ингредиент — это то, что придает лекарству его терапевтический эффект.

Однако скорость, с которой таблетки или капсулы растворяются и всасываются в кровоток, иногда может отличаться у разных брендов. И это может повлиять на концентрацию лекарства в организме – очень важный момент.

Есть такое понятие как «терапевтический индекс» — это разница между уровнем концентрации в крови, на котором лекарство имеет предполагаемый эффект, и уровнем, который либо слишком высок (вызывает побочные эффекты или токсичен), либо слишком низкий (неэффективен).

Терапевтический индекс некоторых лекарственных препаратов может меняться по мере развития заболевания. Дозы могут стать менее эффективными или иметь больше побочных эффектов. Это может произойти и с непатентованными, и с фирменными лекарствами.

Таким образом, именно поэтому можно обнаружить, что конкретное лекарство подходит конкретному пациенту лучше, чем другое. Но предсказать это заранее – практически невозможно.

Что делать, если нет подходящего лекарства?

Возможно заменять препараты одной торговой фирмы на другой — в рамках одного международного непатентованного названия. Обязательно соблюдать эквивалентные разовые и суточные дозы. Обращать внимание на возможные изменения в симптомах и сообщить об этом своему лечащему врачу.

Здоровья вам!

Невролог паркинсонолог Международного медицинского центра им. В.С. Бузаева, к.м.н., Ахмадеева Гульнара Наилевна.