Как проходит консультативное наблюдение при снижении памяти и подозрении на деменцию?

Центр экстрапирамидных и когнитивных нарушений.

Если есть жалобы на снижение памяти и подозрение на деменцию.
Вначале нужно записаться на Первичный прием к неврологу – специалисту по когнитивным нарушениям Г.Н. Ахмадеевой.
Предпочтительнее, чтобы на приеме был родственник, который живет с пациентом.
1️⃣ Вначале — опрос и тщательный сбор анамнеза (в том числе лекарственного).
Что и как давно было первым симптомом.
Как всё развивалось, как быстро.
Были ли обращения к врачам.
Какие были попытки лечения (названия препаратов, дозы, длительность лечения, был ли эффект и как переносился препарат).
Какие сопутствующие заболевания есть.
Какие препараты принимали ранее (по другим заболеваниям).
Есть ли семейный анамнез (было ли что-то похожее у ближайших родственников).
2️⃣ Неврологический осмотр (для выявления неврологических симптомов — это может помочь в отношении диагностики, например, для болезни Альцгеймера не характерно раннее развитие любых неврологических знаков. А например, для деменции с тельцами Леви , наоборот, присуще раннее развитие синдрома паркинсонизма).
3️⃣ Нейропсихологическое тестирование — выявить преобладающий профиль когнитивного снижения, это тоже поможет в дифф диагностике. Например, амнестический тип характерен для болезни Альцгеймера.
4️⃣ Выставляем предварительный диагноз и обсуждаем тактику дообследования. Чаще это рутинные лабораторные обследования, а также нейровизуализация. Метод выбора — МРТ головного мозга в режиме нейролегенерации с применением особых программ для выявления локальной атрофии или особых нейровизуализационных маркеров.
5️⃣ Рекомендуем предварительное лечение и назначаем дату контрольного визита к неврологу. Чаще это 3-4 месяца — именно в течение этого срока есть смысл оценивать эффективность назначенных препаратов.
При наличии галлюцинаций или бредовых/параноидальных идей (бреда ущерба, страха потери и пр.), повторный визит назначаем к геронтопсихиатру нашего Центра — Ф.Ф. Кашапову. В этом случае требуется назначение антипсихотических препаратов и нормотимиков — но это уже «тяжелая артиллерия» (с них лечение практически никогда не начинается). Чаще всего такой повторный осмотр проходит совместно с неврологом.
Также на повторном визите оцениваются результаты дополнительных обследований, на основании которых возможно скорректировать и диагноз, и дальнейшее лечение.
Дальнейшее наблюдение — при необходимости , чаще раз в полгода или реже.
Хотим вам напомнить — деменцию МОЖНО и НУЖНО лечить!
Симптомы деменции МОЖНО и НУЖНО контролировать — чтобы улучшить качество жизни пациента и родственников-опекунов.
Будем рады  вам помочь у нас на приеме в нашем Центре экстрапирамидной патологии и когнитивных нарушений.
Гульнара Наилевна Ахмадеева,
кандидат медицинских наук, невролог.
Международный медицинский центр им. В.С. Бузаева