Ультразвук против тремора

Новая в России процедура для пациентов с тремором, двигательными нарушениями и дистониями

Что значит жить с трясущимися руками?

Пить из стакана или вставлять ключ в замок, написать смс, позвонить, одеться, почистить зубы, поставить подпись на документе… Такая повседневная деятельность становится сложной или даже невозможной для пациентов с эссенциальным тремором из-за того, что трясутся руки, ноги или голова.

Тремор — это непроизвольное дрожание одной или нескольких частей тела. Есть ряд заболеваний, которые вызывают это двигательное нарушение, например болезнь Паркинсона.

Другим заболеванием, сопровождающимся дрожанием, является эссенциальный тремор. При нем чаще всего трясутся руки, реже ноги, голова или голос. Эссенциальный тремор – распространенное состояние, оно встречается от 0,3 до 22% людей в зависимости от местности и её жителей. Примерно в 25% случаев тремор приводит к смене работы, досрочному выходу на пенсию или инвалидности.

Как помочь людям с эссенциальным тремором?

Но диагноз «Эссенциальный тремор» — не приговор. Таким людям можно помочь.

«Пациенты с эссенциальным тремором часто испытывают сильное психологическое напряжение, — говорит врач нейрохирург Резида Маратовна Галимова из Международного центра им. В.С. Бузаева, — при тяжелых формах болезни часто уже невозможны самые простые повседневные действия, тогда эссенциальный тремор значительно ухудшает качество жизни. Грустно наблюдать, как общество, навешивая ярлыки на больного человека с трясущимися руками, делает жизнь больного тремором еще сложнее. Точные причины этого заболевания до сих пор неясны, исследования показывают, что спусковым крючком могут быть нарушения в работе определенных нервных клеток в областях мозга, таких как таламус. Теперь исполнилась моя детская мечта, когда помочь людям с трясущимися руками стало возможно без разрезов, воздействуя на виновные участки таламуса».

Лечение эссенциального тремора и дистонии ультразвуком

Фокусированный ультразвук под контролем МРТ помогает устранить эссенциальный тремор, дистонии и нейропатическую боль.

Методы лечения пациентов с эссенциальным тремором, двигательными нарушениями и дистониями

До последнего десятилетия в качестве стандартных методов лечения эссенциального тремора использовали различные лекарства, операцию глубокой стимуляции мозга (DBS), лечение гамма-ножом и радиочастотную таламотомию.

Консервативное лечение. Тремор часто не получается адекватно контролировать с помощью лекарств. Лекарственная терапия бывает связана с побочными эффектами, такими как головокружение и, достаточно часто, может не помогать.

Глубокая стимуляция мозга (DBS). Глубокая стимуляция мозга — это нейрохирургическая процедура, при которой электроды имплантируются в ядра или проводящие пути глубинных структур мозга и стимулируются с помощью переменного электрического тока. Это позволяет добиться значительного уменьшения дрожания. Преимуществом метода является то, что он может вылечить сразу две стороны тела, но, как и любая инвазивная операция, глубокой стимуляции мозга сопутствуют такие риски, как инфекции или кровоизлияние в мозг, а еще стимулятор нужно менять каждые несколько лет.

Таламотомия гамма-ножом. Таламотомия гамма-ножом позволяет прицелить лучи ионизирующей радиации в область, которую подозревают в треморе и провести её облучение. Главным недостатком метода является, что область-мишень определяется по анатомическим ориентирам. Отклонение положения ядер-мишеней от типичной анатомии встречается до 40% случаев. Если облучение будет нацелено в невиновную область, эффект воздействия становится непредсказуемым. Осложнения могут нарастать в течение нескольких месяцев из-за с постепенного отмирания клеток мозга в облученной зоне. В литературе описаны даже случаи смерти после такого лечения.

Радиочастотная абляция. Радиочастотная абляция — это нейрохирургическая операция, при которой под наркозом в мозг проводят электроды, затем пациента пробуждают, проводят тесты, чтобы найти область, виновную в треморе и затем прижигают ее радиочастотным воздействием, таким как в микроволновой печи. Недостатком операции является в первую очередь повреждение мозга при проведении электродов.

Лечение фокусированным ультразвуком под контролем МРТ. В Международном Медицинском Центре им. Вячеслава Степановича Бузаева (Россия) впервые в России внедрен инновационный метод лечения дрожания и непроизвольных движений рук, ног, головы с помощью фокусированных ультразвуковых волн (МРФУЗ).

Сравнение способов лечения трясущихся рук представлено  в таблице в конце этой страницы.

МРФУЗ. Что же это за волшебный метод лечения тремора?

С помощью фокусированного ультразвука под контролем МРТ можно эффективно и бережно лечить пациентов с эссенциальным тремором. Новый метод лечения эссенциального тремора и паркинсонического синдрома с преобладанием тремора разработан компанией Insightec и имеет маркировку CE, то есть разрешен в Европе, одобрен FDA в США, а теперь одобрен Росздравнадзором и доступен в России. На сегодняшний день с его помощью успешно пролечено около 5000 пациентов во всем мире.

Во-первых, безопасность и эффективность лечения тремора фокусированным ультразвуком под контролем МРТ связаны с тем, что, не нужно вскрывать череп и проникать в мозг инструментами.

Во-вторых, одно из невероятных преимуществ этого способа, это то, что метод позволяет прощупать подозрительные в возникновении дрожания рук (тремора) области мозга с точностью 0,1 мм с помощью ультразвука. У ультразвука есть замечательное свойство, он может «оглушить» клетки мозга на 2-3 минуты. Так врач может смоделировать и проверить что будет, если выключить именно этот участок мозга у данного человека. Это позволяет избежать нарушения функций мозга, например, онемения, нарушения речи в лечении тремора. Врач может определить поможет ли воздействие именно на этот участок в борьбе с дрожанием рук.

Фокусированный ультразвук под контролем МРТ. Технология на грани чуда.

На голову пациента помещают шлем с тысячью ультразвуковых излучателей. Этими ультразвуковыми источниками можно управлять по отдельности. Ультразвуковые волны, подобно оптическому увеличительному стеклу, фокусируются в области мозга размером в миллиметр. В целевой точке-мишени энергия, переданная ультразвуком, нагревает ткань. При низких интенсивностях, это на время оглушает клетки мозга и позволяет убедиться в точности прицеливания. А при высоких энергиях ультразвуковое воздействие навсегда выключает нервные клетки, ответственные за тремор.

Во время лечения пациент бодрствует и не требует наркоза. Врачи общаются с пациентом и оценивают его ощущения и неврологическое состояние. В большинстве случаев тремор улучшается сразу после лечения, но на одной стороне. Международный Медицинский Центр им. Вячеслава Степановича Бузаева (Россия) является одним из самых инновационных медицинских центров в Европе. В настоящее время такие операционные есть далеко не во всех европейских странах.

Как попасть на лечение от дрожания рук?

Лечащий врач, если он достаточно современный и начитанный, должен проинформировать пациентов эссенциальным тремором о возможностях лечения методом МРФУЗ и может направить в наш центр. Так же мы поддерживаем присутствие его, как лечащего врача и родственников пациента на процедуре.

После обращения пациента из любой точки России и мира мы проводим онлайн консультацию. На ней мы выясняем подходит ли лечение фокусированным ультразвуком или у нашего пациента есть противопоказания. Записаться на онлайн консультацию можно по этой ссылке

Есть ли недостатки у МРФУЗ?

При любом лечении пациенты должны быть информированы об эффективности и возможных рисках. На нашем YouTube  канале выложены видео с примерами до и после лечения.

Во-первых, существует небольшая вероятность того, что тремор может вернуться спустя месяцы или даже годы после лечения или вообще не улучшиться. По данным литературы, среди больных эссенциальным тремором таких пациентов меньше, чем 5%.

Во-вторых, существует небольшой риск временной или постоянной мышечной слабости, неустойчивости, потери чувствительности, онемения или покалывания в пальцах или других частях тела.

В-третьих, несмотря на то, что лечение может уменьшить тремор, важно понимать, что эта процедура, как и любые другие хирургические методы, не лечит основное заболевание, а также не предотвращает ухудшение или прогрессирование заболевания.

Во время процедуры короткие периоды времени по 10-20 секунд проводится включение ультразвука. В этот момент, пациенты обычно ничего не испытывают, но у некоторых может наблюдаться тошнота, боль или другие ощущения. Эти ощущения исчезают после отключения ультразвука.

Лечение фокусированным ультразвуком под контролем МРТ — новейшая нетравматичная методика помощи больным
с экстрапирамидными двигательными нарушениями при болезни Паркинсона, пациентам с эссенциальным тремором, цервикальными дистониями доступна теперь жителям России и ближайшего зарубежья.

Таблица. Плюсы и минусы различных методов лечения эссенциального тремора

Консервативно DBS РЧА гамма-нож МРФУЗ
Эффективность <90% >90% >90% <90% >90%
Разрезы и отверстия в черепе нет есть есть нет нет
Повреждение радиацией невиновных в треморе участков нет нет нет да нет
Введение инструментов через структуры мозга нет есть есть нет нет
Имплантируемые в мозг инородные тела нет есть нет нет нет
Необходимость повторной операции для замены разряженного стимулятора нет есть нет нет нет
Возможность пробного определения мишени перед лечением   после проведения электрода в мозг после проведения электрода в мозг нет есть возможность, без разрезов и проведения инструментов
Риск кровоизлияния нет есть есть крайне низкий крайне низкий
Риск нагноения нет есть есть нет теоретически возможно в месте контакта шлема с кожей, но в литературе не описано ни одного случая
Наркоз нет наркоза Пробуждение из наркоза во время операции для функциональных тестов Пробуждение из наркоза во время операции для функциональных тестов нет наркоза нет наркоза
Среднее время в больнице   7 дней 7 дней меньше суток меньше суток
В реанимации после операции   может быть может быть крайне низкая вероятность крайне низкая вероятность
Возможность двустороннего лечения   возможно, одновременно избегают в связи с возможной потерей речи нет возможно поэтапно, есть публикации одновременно

Эссенциальный тремор. Все о заболевании.

Вопросы, ответы и полезные статьи

О болезни Паркинсона