ШКОЛА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ

Не оставайтесь с болезнью один на один! Многие прошли через это и готовы поделиться с вами своим опытом. Врачи так-же могут дать весьма полезную информацию. На многие вопросы, связанные с нарушениями движения, уже есть ответы. В этом разделе мы так-же будем выкладывать материалы для наших пациентов, призванные помочь справиться с болезнью, изложенные в форме небольших статей и видео.

Как фокусированный ультразвук останавливает тремор?

MRgFUS это неинвазивный метод лечения, который использует изображения МРТ, чтобы фокусировать ультразвуковые волны на мишени в головном мозге. Цель — крошечная часть таламуса, которая передает патологические сигналы в руки. Волны создают высокую температуру, которая разрушает данный участок. Никакие другие структуры в головном мозге не вовлекаются, поэтому другие функции не нарушаются. Точность, с которой совершается манипуляция, составляет 0,5 мм. Ни один хирургический способ в настоящее время не в состоянии обеспечить подобную точность.

синдром Перри

Останавливает ли это дрожание на обеих руках?

В таламусе есть левая и правая половины. Как и весь мозг, каждая половина контролирует противоположную сторону тела. Во время MRgFUS проводится лечение только той стороны, которая контролирует руку с более выраженными изменениями. Клинические исследования показали, что одновременное лечение обеих сторон повышает риск побочных эффектов. Терапия противоположной стороны проводится позднее.

Достаточно ли изображения МРТ головного мозга, чтобы в убедиться в правильности выбора участка головного мозга для терапии?

Современная магнитно-резонансная томография (МРТ) имеет невероятное трехмерное разрешение. Это означает, что нейрохирург буквально «видит» анатомию мозга в реальном времени и может планировать лечение. Как только цель определена, мы начинаем с осторожных «тестовых» проб фокусированным ультразвуком, чтобы оценить, как мозг реагирует и прекращается ли дрожание. Как только тремор останавливается на «тестовом» режиме терапии, производится окончательное лечение.

Терапия проводится без наркоза?

Необходимо, чтобы пациент был в сознании и мог сообщить о том, что он/она испытывает, а также следовать инструкциям и командам. Например, как только начинается окончательный этап лечения, мы можем оценить его эффективность, попросив пациента сделать такие вещи, как написать его/ее имя или нарисовать спираль. Поскольку тремор постепенно исчезает, врач и пациент могут видеть результаты сразу во время терапии. Когда тремор контролируется полностью, лечение завершается. Пациент может одеться и пойти домой.

Тремор уходит навсегда?

Лечение внедрено несколько лет назад и сложно ответить является ли его эффект постоянным. Фокусированный ультразвук в лечении тремора это перспективное направление. Более чем 1000 человек с ЭТ выбрали данный метод терапии во всем мире для контроля над тремором. MRgFUS по праву можно назвать трансформирующим подход к лечению тремора.

Что такое тремор и почему трясутся руки?

Отвечает невролог ММЦ им. В.С. Бузаева, Набиуллина Динара Ильгизовна

С латинского языка «tremor» переводится как дрожание. Иными словами это быстрые, ритмичные, колебательные движения частей тела.

Замечали ли Вы когда-либо, как в стрессовой ситуации начинают предательски трястись руки? Этот вид тремора называется физиологичным – нормальным.

Что может его спровоцировать? Прежде всего, это:

• тревога
  • усталость
  • физические нагрузки
  • бессонница
  • абстиненция от алкоголя или некоторых других препаратов
  • некоторые заболевания (например, гипертиреоз)
  • передозировкада кофеина
  • использование некоторых лекарственных препаратов (теофиллин, бета-адренергические агонисты, кортикостероиды и вальпроат).

Если убрать фактор, вызывающий тремор – тремор исчезнет самостоятельно.

Когда тремор является болезнью?

Самой частой причиной патологического тремора является заболевание, которое называется «Эссенциальный тремор». Интересный факт: при приеме алкоголя эссенциальный тремор исчезает – в медицине это называется Алкогольной пробой. В больницах ее конечно не проводят, но часто этот нюанс отмечают сами пациенты.

Эссенциальный тремор это доброкачественное заболевание, передается чаще по наследству.  Пациенты с эссенциальным тремором отмечают, что замечали дрожание рук, подбородка, головы у своих близких родственников. Чаще всего тремор симметричен и проявляется при движении.

Что объединяет легенду мирового бокса Мухаммеда Али и музыканта Оззи Осборна? Обоих настигла болезнь Паркинсона.

Болезнь Паркинсона – нейродегенеративное заболевание, вызванное  прогрессирующим разрушением и гибелью нейронов, вырабатывающих нейромедиатор дофамин.

Дебют заболевания чаще всего происходит после 50 лет.

Тремор в данном случае носит несимметричный характер. Например, сначала начинает дрожать лишь одна рука. Тремор при болезни Паркинсона проявляется больше в покое, либо при удержании определенной позиции, нежели в движении.

Помимо тремора, при болезни Паркинсона пациент может иметь ряд других жалоб:

• скованность в теле
  • изменение походки
  • замедленность движений
  • депрессия
  • нарушение сна
  • боли в конечностях
  • нарушение обоняния

Какие еще причины тремора могут быть?

За движение нашего тела в головном мозге отвечает множество структур, такие как мозжечок, базальные ядра, красные ядра, черная субстанция, кора головного мозга  и т.д.

При повреждении этих структур могут возникать двигательные нарушения – в том числе и тремор.  Что может повредить эти структуры? Выявлены такие причины, как:

• инсульт
  • кровоизлияние в мозг
  • травма головного мозга
  • гипоксия
  • другие разрушающие мозг заболевания.

Тремор привносит много сложностей в жизнь пациентов.

Например, для пациента с болезнью Паркинсона привычные действия становятся невозможными. Тяжело взять стакан и выпить воды — вода разливается, стакан может выскочить из рук и разбиться. Пациентам тяжело самостоятельно одеваться, кушать, соблюдать личную гигиену.

Усиливающийся тремор – прямой путь к инвалидности.

Лечение подбирается согласно причине и типу тремора.

Существует консервативная медикаментозная терапия. Но не всегда лекарства могут справиться с тремором раз и навсегда, к тому же большинство лекарств имеют побочные действия, со временем переносимость лекарств от тремора ухудшается.

В нашей клинике впервые в России внедрена бескровная нейрохирургическая операция фокусированным ультразвуком под контролем МРТ. Не выполняется ни единого разреза на коже. С помощью МРТ аппарата в головном мозге нейрохирург находит мишень – именно те нейроны, которые продуцируют тремор, и прицельно ультразвуком выключает эти нейроны. В ходе операции пациент в сознании и буквально видит, как его трясущиеся руки начинают его слушаться и перестают трястись.

Статьи для пациентов